«Узкие места» в компании- что с ними делать?

Сегодня термин «узкое место» является достаточно распространённым и популярным сфере бизнеса. Проблемные области существуют везде- от конкретных бизнес-процессов до компаний в целом.

«С чего же начать?» — если вы задались этим вопросом, то это и есть узкое место. Смело начинайте отсюда!

Узкое место — bottle neck, что переводится на русский как «горлышко бутылки». Визуализация примера с горлышком бутылки прекрасно подходит для понимания значения термина.

Если мы захотим стремительно вылить содержимое бутылки, то наше желание не увенчается успехом- невозможно быстро вылить жидкость или высыпать, например, песок из бутылки. Содержимое будет неспешно вытекать/высыпаться через узкое горлышко, что влечет за собой длительное ожидание. При этом, если же опустошить стакан, подобной проблемы не возникнет.

Данный принцип работает и с любым бизнес-процессом.

Узкое место возникает там, где в силу неэффективности — технологии, процесса или работы конкретного человека – объем «на входе» превышает способность этого участка бизнес-процесса трансформировать его в собственные результаты. Если рассматривать последовательность операций, то узким местом будет являться та операция (или несколько операций), время исполнения которой превышает время, определенного потребностью.

Показателем наличия узкого места в потоке операций будут запасы. Они появляются перед особо проблемными операциями, которые часто останавливаются ввиду частых проблем (поломок, проблем с качеством и т.п.).

Проводя диагностику любого бизнес-процесса и используя инструменты для выявления «узких мест», обращайте внимание на показатели (например, запасы). Это поможет быстро определить проблемную область.

Отвечая на вопрос о смысле определения узких мест, следует задаться еще одним- какой смысл в совершенствовании других процессов, если поток будет застревать в «узком месте» и образовывать затор? Сделайте фокус внимания на данном процессе – улучшайте именно его, постепенно переходя к другим процессам.

Устранение одного «узкого места» повлечет за собой обнаружение и устранение другого, менее «узкого», но влияющего на скорость работы. Это обеспечит непрерывное совершенствование компании и достижение поставленных целей.